" /> " />

видео

Рекламный фотограф - Руслан Абсурдов

Фотосъемка для рекламных проектов

 

    Фотосъемка предметов.

  Предметка – тема достаточно специфическая, с не большой аудиторией заинтересованных. Тут мало праздноблуждающих, поэтому я не стану говорить о том,

что даже тривиальная съемка предметов, выполненная на высоком профессиональном уровне, проявляет авторский подход, дарит красоту восприятия и т.д. Вместо этого, я бы хотел сразу перейти к рассмотрению практических аспектов жанра.

Для начала, проведем черту между прикладной паспортной фотографией и художественной постановкой, при участии неодушевленных предметов.

  Для прикладной фотографии, более характерно четкое соблюдение законов и правил, как по композиции, так и по освещению. Фотограф, обязан передать на снимке максимально реалистичную форму, снимаемого предмета, но при этом, преподнести его с наилучшей стороны. Кроме того, выполняя такую работу, необходимо знать о существующих стандартах. Например, анфас, тыльная сторона, боковые грани, три четверти, все эти позиции требуют четкого соблюдения правил, но в реальности, этого не так просто добиться. Ведь многие объекты, часто имеют зеркальную поверхность, не стандартные пропорции,

сложное сочетание материалов и если, догматично следовать законам жанра, «уши фотографа» обязательно попадут в кадр. Поэтому, памятуя о правилах, приходится их аккуратно нарушать.  

   Очень важным элементом в технической съемке предметов, является акцент на фактуре материала, из которого сделан объект. Современный производитель, во всю старается удивить потребителя различными новинками, поэтому приходится поспевать за техническим прогрессом, осваивая все новые и новые способы передачи тактильно-визуальных особенностей.  Взять, к примеру, лаковые покрытия. Совсем не достаточно показать только глянцевое отражение, так же, необходимо проявить цвет и возможно, сложную фактуру покраски (к примеру, черный «металик»). Упражняясь на эту тему, нужно грамотно использовать возможности светописи. Возможно, где то понадобиться «бликануть» или «пробить» краску жестким светом (чистые цвета это любят), а где то, подойдет мягкое заполнение и система рефлекторов. Темные рефлекторы (черные, нейтрально-серые, цветные) усиливают насыщенность, делают цвета густыми.

Белый рефлектор, «поднимает» тени, снижает контраст, ведет к разбелке цвета. Серебристые, золотистые рефлекторы окрашивают плоскость в характерный оттенок и создают на поверхности жесткий стальной рефлекс. Не мене важным моментом, является – мобильность таких рефлекторов и адекватность

их размеров. У каждого профессионального фотографа, есть, как правило, свой комплект приспособлений для студийной съемки предметов,

который позволяет произвольно располагать рефлекторы под нужным углом.

  Иногда, используются более специфические приспособления, в виде световых палаток, конусов и т.д. Это особенно актуально для предметов с большой площадью отражающей поверхности (на пример  хромированный шар). Но, белая световая палатка, сама по себе, тоже не панацея, и если не воспользоваться системой рефлекторов плюс локальное освещение, изображение получится вялое по цвету и с низким контрастом.  

  Если необходимо снять большое количество однотипных предметов (каталог, прайс, групповой тест), желательно снимать такие предметы со штатива, устанавливая, каждый последующий на место предыдущего. Тогда, общий результат будет выглядеть стильно и стройно. Лично я, в таком случае, предпочитаю разбивать предметы на группы, по формам, цвету и прозрачности (отражаемости). Это, не только улучшает результаты съемки, но, главным образом,

существенно экономит время.

  Отладив световую схему, под одну группу предметов, и не меняя точки съемки, можно с большой вероятностью получить  качественный результат многократно. «Личные особенности» предметов, все равно, будут проявляться, но контролировать их будет значительно легче. Сроки, отведенные под такую работу,

чаще всего бывают жесткими, редко встречаешь заказчика, который никуда не торопиться, поэтому, как показала практика, лучше потратить чуть больше времени на подготовку рабочего места, чем после, корпеть над каждым последующим объектом.  

  В некоторых случаях, предметы должны быть привязаны к своим оригинальным пропорциям или цвету. И что бы в последствии, когда отснятый материал

попадет в руки к дизайнерам, к фотографу было меньше вопросов, в каждый кадр ( на уровне съемки) нужно вводить эталон. Таким эталоном, может быть

линейка (размеры) или цветовая мира (цвет). К примеру, репродукции картин, без миры, переснять правильно, почти не возможно. Каждая краска,

при попадании на нее света, ведет себя отлично от краски другого цвета, и если цветокорректор, никогда не видавший оригинал, станет его корректить,

то результат может сильно отличаться от исходника. Поэтому, я располагаю сразу два таких эталона, в зоне действия рабочего освещения, в правом верхнем и левом нижнем углу картины.

  Если съемка проводится в студийных условиях, на предметном столе, обязательно учесть влияние фона, на объект. Поскольку, чаще всего, в качестве нейтрального фона, выбирается белый материал, то нельзя забывать о свойствах белой поверхности, сильно переотражать, и если в этом нет потребности,

нужно ставить предмет не на фон, а на подставку, меньшей формы, ликвидируя, непосредственный контакт объекта с фоном. Для увеличения контраста по фронту

и видимой стороне, можно положить под грани объекта черный или серый рефлектор (полоска бумаги), но проследить, чтобы такой эффект не создавал резкую границу на плоскости объекта.

  Кстати, выбор фона – вопрос принципиальный. И требует решения до начала съемки. Могу с уверенностью сказать, что подавляющее большинство материалов, очень ярко передают рефлексы того фона на котором фотографировались. И если обычный помидор, снятый на белом, средствами Photoshop, перенести на черный фон, вы сразу заметите подвох. Стеклянные и прозрачные предметы, в этом отношении, еще более капризны, там кроме цветности фона, начинают сказываться  сложные переотражения внутри самого стекла, поэтому лучше, такие предметы снимать с большим запасом «живого» фона, что бы потом,

было легче работать дизайнеру.  

  Несколько слов о применяемой технике. Фотограф, специализация которого – прикладная техническая съемка предметов, должен использовать мощное студийное освещение и специальную оптику с постоянным фокусным расстоянием, объективы тилт-шифт, так как чаще всего, обязан обеспечить резкость на снимке, по всей плоскости объекта, а это, в первую очередь,- большие диафрагменные числа (22, 36,64…). Порой, для достижения необходимой глубины резкости, приходится закрывать объектив до его критических положений, что приводит к снижению общего качества снимка, но такое бывает не часто, да и требования к технической фотографии несколько иные, чем к художественной. Такие снимки, не используются крупным форматом для удовлетворения эстетики, поэтому, высокая контурная резкость, грамотное освещение, отсутствие геометрических искажений и документальная достоверность, ценятся в этом жанре превыше всего.